В рубрике | Без рубрики

Обретенное свидетельство

Историческая копилка Каневской пополнилась документальными свидетельствами станичных событий начала XIX века. Артефакт, хранившийся в Государственном архиве Краснодарского края, буквально на днях был обретен при поддержке главы Каневского сельского поселения Владимира Репина. Для каневчан это значимое историческое событие, поскольку открывается еще одна страница истории станицы, прикрытая лихолетьями века двадцатого.

Основали казаки Каневскую в 1794 году. И, по правилам градостроительства тех лет, центральное место в казачьем селении занимал храм. Первая церковь каневчан – Николаевская была деревянной и сгорела при пожаре, в начале следующего века первопоселенцы решили строить каменный храм. И воплотили свое решение в жизнь — в 1828 году в центре станицы возвышался трехпрестольный храм Сошествия Святого Духа на апостолов, а вокруг него располагалась Церковная площадь.

По воспоминаниям куренного атамана Максима Недбаевского, первый станичный каменный храм был построен при царе Николае I. Деньги на строительство церкви собирали «всем миром», большая часть из них была пожертвована бывшим старостой, воспитанником станичного казачьего общества капитаном Романом Белым. Позже к этому вопросу возвращались местные краеведы, собирая и сохраняя для потомков воспоминания очевидцев тех событий. Другие документальные свидетельства об этом событии были утеряны.

Обретенный артефакт «Дело войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска по Воинской экспедиции «О выдаче заимообразно Канивскому куренному обществу 32 000 р. из денег умершего капитана Черноморскаго войска Романа Белого на постройку каменной церкви в том курене». Датирован он 1824 годом. Оригинал его хранится под номером 485 по 2-й описи в фонде № 250 Государственного архива Краснодарского края, заверенная копия после тщательного исследования будет передана в архив Каневского района. В деле собраны рукописные документы на 15 листах с обложкой — переписка Каневского казачьего общества с Черноморской войсковой канцелярией. Помощь в изучении дела автору этих строк оказывает председатель Каневской районной организации Российского общества историков-архивистов, член Союза журналистов России Валерий Костров.

Как известно, любое исследование документа начинается с его прочтения, и здесь мы столкнулись с вполне ожидаемой сложностью. Расшифровка текстов двухвековой давности окунула нас в юную культуру Кубани того периода, культуру речи, письменности, документооборота и межличностных отношений в какой-то мере. Каждый отдельный документ отличается особенностями почерка, от каллиграфического до практически неразборчивого (каким ныне выписывают рецепты в аптеку).

Суть дела, что следует из самого названия, заключается в ходатайстве каневских казаков о займе из войсковой казны части средств покойного капитана Романа Белого на достройку каменного храма в Каневской. Отсюда же мы впервые узнаем, что строительство храма на собственные средства капитан начинал еще при жизни. Перед смертью благотворитель письменно своими деньгами не распорядился, но оставил «устное духовное завещание».

Исторический анализ этих материалов нам еще предстоит провести. Но мы уже можем уверенно говорить о некоторых персоналиях, чьи имена значатся на устаренной временем бумаге. О самом капитане Романе Белом, кроме выше написанного, мы ничего более не узнали. Но нашли свидетельство тому, что вопрос о его наследстве рассматривался на уровне главы государства «Его Императорского Величества Самодержца всероссийского» Александра I (брат его Николай I официально был возведен на царский престол в декабре 1825 года – прим. авт.).

В протоколе заседания уголовного и гражданского суда Черноморской войсковой канцелярии за № 3360 от 8 июня 1824 года значатся имена священника Василия Орды, сотенного есаула Родиона Романовича Тарана и казака Якова Михайловича Бурлаки – «жительствующих войска Черноморского в селении Канивском» и представлявших интересы каневского общества на слушаниях дела. Здесь же упоминаются статский советник Андрей Терещенко и смотритель сотенный есаул Ларион Найдён (фамилия предп. авт.), подписавшие в числе 59 каневских казаков документ, подтверждающий подлинность завещания Белого.

Более плодотворные результаты в плане персонифицированных сведений дало изучение копии «Круговой подписки», в которой каневские казаки брали на себя обязательства направить запрашиваемые 32 тысячи рублей «из оставшегося капитала по смерти Сего войска капитана Романа Белого для усовершенствования начатой постройкою на его пожертвования в Селении Канивском каменной церкви». В этом свидетельстве говорится о том, что «Войска Черноморскаго селения Канивского общества чиновники и казаки дали Сею (круговую подписку – прим. авт.) Черноморской войсковой канцелярии» 20 июня 1824 года. Через четыре дня подлинник этого документа был подписан, «закреплен куренной печатью», зарегистрирован под номером 19 и внесен в Маклерскую книгу, а копия направлена в войсковую канцелярию. Предположительно, по установленным в те времена правилам, просители гарантировали: «…в инаком же случае прописанные деньги обязываемся по востребованию от нас возврат уплатить с подлежащими законными процентами в исправном платеже которой мы ручаемся друг за друга обеспечивая собственными всеми нашими именами и в том подписываемся».

И вот она, удача – ниже список 219-ти каневских казаков! Своеобразная перепись каневского казачьего актива описываемой эпохи. Первый возрожденный из небытия официальный документ, в котором поименно упоминаются предки коренных каневчан казачьего рода. Составитель «Круговой подписки» отставной сотник Андрей Нестеренко дает одну общую характеристику остальным участникам этого события – казаки не владели грамотой. И поэтому он «вместо их неграмотных порукоданной просьбе руку приложил».

К сожалению, примерно пятая часть списка мало читабельна – над этим нам еще предстоит поработать. Но в целом обретены имена и (главное!) фамилии прародителей современных станичников Бойченко, Волик, Дорошенко, Карпенко, Коваленко, Мосьпан, Нелюба, Телятник, Шевчнко, Харченко и т.д. Список непременно будет опубликован, и мы будем благодарны всем землякам, которые поделятся с нами сведениями из семейных архивов о своих предках, упомянутых в нем.

К примеру, в нем значится казак Герасим Ольшанский, к роду которого имеет отношение автор этих строк. Семья Ольшанских перед революцией значилась в числе зажиточных станичников, после попала под раскулачивание. Обнаружив же в списке имя казака Харитона Гаруса, я позвонила героине другой своей публикации из «гарусивского» рода и услышала: «Та це ж рiдный брат мо,ого прапрадiда Андрiя Гаруса!». Чтобы остановить поток воспоминаний моей собеседницы, пообещала: «Непременно скоро буду у вас!». А на другом конце нашей мобильной связи уже слышался шелест семейного фотоальбома…

На этом заканчиваю свой рассказ, но не прощаюсь с читателями. О том, как каневские казаки строили храмы и благоустраивали «селение Канивское», как творили благо, жертвовали свои средства и силы на добрые дела, нам еще многое предстоит вспомнить. Вместе, сообща, «всем миром». И для себя самих, и для будущий поколений каневчан – в пример и назидание.

 

Жительствующая в

«селении Канивском» (ранее),

а ныне — станице Каневской

Елена Бутенко

Версия для слабовидящих

Опросы

Благоустройство общественной территории в станице Каневской

  • Поддерживаю (100%, 19 562 Голосов)
  • Не поддерживаю (0%, 5 Голосов)

Всего проголосовавших: 19 567

Загрузка ... Загрузка ...

Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Герб Каневского поселения

Рекомендуемые ссылки






Официальный интернет-портал правовой информации


Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Официальная документация