
Документы, принятые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в некоторых случаях могут быть возвращены без рассмотрения.
Многие заявители считают, что если документы приняты, то с ними все в порядке. К сожалению, это не всегда так. Действующий Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает случаи, когда в приеме документов может быть отказано: непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Таким образом, если на этапе приема документов личность заявителя установлена, у него должны быть приняты те документы, которые он представил независимо от того, достаточно ли этих документов для оказания государственной услуги или нет, есть ли в них ошибки или нет и т.д. Однако если даже документы приняты, это не значит, что все они в обязательном порядке пройдут правовую экспертизу.
Документы, принятые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изучает и проверяет, проверены должностным лицом, наделенным на то государственными полномочиями. Таким лицом является государственный регистратор прав. Сотрудник МФЦ, осуществляющий прием документов, не является государственным регистратором прав и, соответственно, правовую экспертизу не проводит.
В целом, действующим законодательством предусматривает пять оснований для возврата документов без рассмотрения.
- Если формат представленных в электронном виде заявления и документов не соответствует формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
- Если представленные на бумаге заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
- Если отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
- Если в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию представлено иным лицом.
- Если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов.
Таким образом, чтобы избежать случаев, когда заявление и документы возвращаются без рассмотрения, Кадастровая палата по Краснодарскому краю рекомендует соблюдать требования к их подготовке, установленные действующим законодательством.
Узнать, какой перечень документов необходим для регистрации прав, а также получить бесплатную помощь по иным вопросам, находящимся в компетенции Росресстра, можно по телефону горячей линии: 8 (800) 100-34-34. Звонок из регионов России бесплатный.
___________________________________________________________________________________________________
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю