Перед казаками немцы бледнели
Во время Великой Отечественной войны в составе 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского казачьего корпуса воевало немало жителей Каневской. По свидетельствам командиров, бойцы отличались особым мужеством и отвагой.
Это подтверждают и строки из неотправленного письма родным одного из вражеских пехотинцев, убитого на Кубани: «Все, что я слышал о казаках со времен войны 1914 года, бледнеет перед кошмарами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды».
Примечательно, что в состав 4-го Кубанского кавалерийского корпуса вошли не только молодые ребята, но и казаки непризывного возраста.
Семейная история
Александр Жуков – житель станицы Каневской, ушел на фронт, будучи в непризывном возрасте – 55 лет. Его жена Анна, не раздумывая, решила пройти все испытания рука об руку с мужем. Супруги прошли немало военных дорог и повидали несчастий, которые принесли с собой фашисты.
После войны Александр Жуков стал одним из участников легендарного Парада Победы на Красной площади в Москве, который состоялся 24 июня 1945 года.
Подпольный медсанбат
До оккупации станицы Каневской в районной больнице располагался военный эвакогоспиталь № 3194. Солдат и офицеров в нем лечили местные медики. Едва немецкие войска приблизились к станице, госпиталь срочно эвакуировали по железной дороге в Нальчик. Но трое тяжелораненых бойцов: Иван Карцев, Илья Орлов и боец Ахромеев – не перенести бы дорогу, и их решили оставить.
Главный врач больницы Мария Стычинская перевела пациентов в пустовавшее здание на территории медучреждения, и чтобы фашисты их не обнаружили, повесила на двери табличку «Брюшной тиф». Немцы побоялись заразиться, поэтому так и не зашли в отделение, где лечились красноармейцы.
Дорога смерти
На окраине станицы Каневской с начала XX века успешно работал пенькозавод. Фашисты свозили сюда на расстрел всех, кто казался им подозрительным, а также коммунистов. Чтобы убитых не опознали родные и близкие, тела сильно обезображивали. А после сбрасывали трупы в глубокие технологические ямы, заполненные водой.
После освобождения Каневского района от фашистов на территории пенькозавода было найдено 350 трупов, из них 200 мужчин, 90 женщин и 60 детей в возрасте от 2 недель до 14 лет. Большинство так и остались неопознанными. Среди расстрелянных – бойцы парашютного десанта, беженцы из других регионов России, местные жители, евреи.
Снайперы в юбках
Жительницы Каневской Раиса Терещенко, Любовь Вишницкая и Нила Афанасенко мечтали воевать с врагом с самого начала войны. Но взять в руки оружие и смело пойти в бой удалось лишь в 1943 году.
Сначала девушки были направлены на курсы подготовки снайперов. И только после – первый бой – под станицей Курчанской Темрюкского района. Подруги часами выслеживали в оптику прицелов винтовок фашистов. За сутки такой «охоты» они уничтожили пять немецких солдат и офицеров.
Спустя несколько месяцев командиром снайперского отделения была назначена Рая Терещенко. Она неоднократно проявила в боях мужество и необычайную меткость: на ее счету более 20 врагов.
На невидимом фронте
Многие жители Каневской уходили в партизаны, становились бойцами отряда «Защита Родины». В это партизанское соединение входило 22 отряда, а общая численность составляла 1054 бойца.
Бойцы «Защиты Родины» взорвали 3 железнодорожных моста, повредили 4 километра железнодорожных путей, пустили под откос 7 эшелонов врага. Они уничтожили 62 единицы автотехники и 5 мотоциклов противника, 4086 вражеских солдат и офицеров. Партизаны обезвредили 30 агентов германской разведки.
#ПомнимЧтимГордимся
https://kubnews.ru/obshchestvo/2018/08/07/kak-osvobozhdali-kuban-fotoletopis-kanevskogo-rayona/